Почему тормоза скрипят после мойки?

Если после мойки автомобиля появляется отчетливый скрип при торможении, причина почти всегда кроется в контакте колодки с диском в условиях временного микрокоррозионного слоя и неравномерного высыхания поверхности. Когда тормозной механизм оказывается обильно залит водой, особенно если машина останавливалась с нагретыми дисками, в зоне трения создаётся пленка из воды, грязевых частиц и иногда остатков шампуня или антихимии. При контакте этой смеси с горячим металлом формируется неравномерная окалина, особенно на внешнем радиусе тормозного диска, где вентиляция хуже и остывание идёт медленнее.

Сам скрип возникает в момент начального соприкосновения колодки с поверхностью, когда между ними возникает прерывистое трение. Оно часто усиливается на медленных скоростях, при малом нажатии на педаль, когда кромка колодки входит в контакт с микроржавчиной. Звук — результат вибрации фрикционного материала, которая резонирует через направляющие суппорта или саму скобу. Особенно это характерно для задних тормозов, где диаметр диска меньше, усилие меньше, и колодки в большей степени подвержены остаточной влажности. В некоторых случаях скрип исходит не от зоны трения, а от задней пластины колодки, если заводская антискрипная пластина плохо прилегает к поршню или потеряла упругость.

На практике особенно часто такая проблема возникает при использовании колодок средней жесткости, например, Textar или TRW на вторичном рынке. Их фрикционный слой достаточно плотный, чтобы не стираться от тонкой ржавчины, но недостаточно мягкий, чтобы абсорбировать шероховатость. Скрип в таких случаях может держаться до полного вытирания ржавого слоя — обычно 10–30 км пробега. Если после мойки машина остаётся с зажатым ручником, то задние колодки буквально примерзают к диску, и после отрыва поверхность трения получает микроразрывы, что усиливает резонанс. Особенно это критично на машинах с барабанным ручником внутри диска, где остаётся влага между колодкой и барабанной частью, а водитель слышит скрип, не осознавая его источник.

На моделях с вентилируемыми дисками и открытой конструкцией суппорта, таких как Mercedes W204 или BMW F10, вода быстро испаряется. Но если колодки или диск сильно изношены, кромка зацепа становится резкой и более подверженной коррозии. При этом скрип может появляться уже на следующий день после мойки, даже в сухую погоду. Один из нестандартных случаев был на Renault Megane III, где после бесконтактной мойки с активной пеной остатки моющего средства проникали в зону суппорта и вызывали химическую реакцию на кромке диска. В результате через 5–6 часов простоя образовывался равномерный тёмный налёт, и при торможении колодки «вгрызались» в диск с характерным металлическим скрежетом.

Некоторые типы колодок содержат в составе металлические волокна, и в условиях высокой влажности они начинают корродировать не только на поверхности, но и в теле материала. Если машина эксплуатируется редко, а мойки происходят регулярно, такой колодке достаточно 3–4 циклов полного намокания и сушки, чтобы начать издавать звук даже на чистом диске. При этом внешне всё может выглядеть нормально, а толщина оставшегося слоя будет в пределах допуска. Диагностируется это только через снятие и осмотр на предмет внутренних каверн или шелушения кромки.

Механики с опытом всегда проверяют, как размещены пыльники направляющих. При разгерметизации влага попадает внутрь, направляющая начинает «подкусывать», колодка двигается неравномерно, и в момент торможения сначала касается диск одной стороной. Это и создаёт эффект визга, даже если сами детали не изношены. Особенно часто этим страдают задние суппорты VAG-группы с трещинками на пыльниках и потемневшей смазкой Molykote.

Если скрип сохраняется более 50–70 км пробега после мойки, несмотря на активное торможение, необходимо снять колодки и проверить наличие остатков воды, грязи, деформации пластины и состояние антипищалок. В ряде случаев устранение требует только очистки и новой термостойкой смазки на тыльной стороне. Но если поверхность диска уже имеет раковины или микроволны, скрип может быть постоянным, и тогда поможет только механическая обработка или замена пары трения.
0.0009 сек. | © 2025 Anremont.RU